Тип симметрии бычьего цепня

Тип симметрии бычьего цепня

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (PLATHELMINTHES)

Класс Ленточные черви (Cestoda)

Бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его личинки развиваются в организме крупного рогатого скота.

Как все плоские черви, бычий цепень имеет двустороннюю симметрию. Развивается из 3 зародышевых листков: эктодермы, энтодермы и мезодермы.

Тело цепня состоит из маленькой головки (сколекса), короткой шейки и длинного лентовидного тела (рис. 103). На головке находятся 4 круглые, мускулистые присоски. С помощью присосок паразит прикрепляется к стенкам кишечника.

Тело длиной 4-10 метров состоит из многочисленных члеников (проглоттид). Их бывает около 1 тыс. Рост червя и увеличение числа члеников происходит всю его жизнь. Новые членики образуются в области шейки. Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела увеличиваются. В средней части тела находятся гермафродитные членики. Задняя часть тела червя состоит из зрелых члеников. Эти членики сильно вытянуты, видна разветвленная матка, имеющая 17 — 35 разветвлений с каждой стороны от продольного ствола. Тело червя покрыто кожно-мускульным мешком. Он состоит из эпителия и трех слоев мышц.

Тело плоских червей не имеет полости; пространство между органами заполнено паренхимой.

Пищеварительная система отсутствует. Паразит живет в тонкой кишке у человека, где находится переваренная пища. Эту пищу червь всасывает всей поверхностью тела.

Выделение осуществляется с помощью протонефридиалъной системы. Она состоит из многочисленных клеток звездчатой формы, расположенных по всей паренхиме, и системы отходящих от них разветвленных канальцев. Канальцы соединяются между собой, образуют два боковых канала, тянущихся вдоль всего тела

гельминта. В каждом членике боковые каналы соединены поперечными каналами. Боковые каналы открываются наружу выделительными порами. На внутренней поверхности каждой звездчатой клетки в просвет канальца отходит пучок ресничек. Звездчатые клетки вбирают из паренхимы жидкие продукты диссимиляции. Колебания ресничек способствуют продвижению жидкости в канальцы и далее по каналам к выделительным порам (рис. 104).

Протонефридиалъная система удаляет из организма продукты диссимиляции и регулирует осмотическое давление.

Кровеносной и дыхательной системы нет.

Нервная система состоит из парного головного нервного ганглия и двух боковых стволов, проходящих вдоль тела, соединенных поперечными перемычками.

Бычий цепень — гермафродит.

Членики, расположенные ближе к головке, не имеют половой системы.

По мере роста в члениках появляется сначала мужская, затем женская половая система. В средней части тела обе системы развиты хорошо. Мужская система состоит из семенников, семявыносящих канальцев, семяпровода, семяизвергателъного канала и

копулятивного органа. Семяпровод направляется к половой клоаке (полость, куда открываются протоки мужской и женской половых систем) и там открывается мужским половым отверстием. Женская половая система имеет яичник, разделенный на две доли, яйцевод, впадающий в оотип. В оотип поступает содержимое желточников, от него отходят неразветвленная слепо замкнутая матка, влагалище, которое открывается в половую клоаку рядом с мужским половым отверстием. В задних зрелых члениках цепня хорошо видна только разветвленная матка, заполненная яйцами. Внутри оболочки яиц формируется шестикрючный зародыш (онкосфера).

Развитие бычьего цепня происходит со сменой хозяина. Это — биогельминт. Членики с яйцами выходят с фекалиями наружу. За 1 сут из зараженного человека выделяется около 5 млн яиц. Для дальнейшего развития яйца должны попасть в организм промежуточного хозяина — крупного рогатого скота (рис. 105).

Крупный рогатый скот может проглотить яйца с травой. В кишечнике животного из яиц выходят личинки с 6 крючьями — онкосферы, которые попадают в кровеносную систему, разносятся по организму хозяина и попадают в мышцы. В мышцах онкосфера превращается в следующую личиночную стадию — финну (цистицерк). Финна имеет вид пузырька, заполненного жидкостью, внутрь которого ввернута головка. В недостаточно

прожаренном или проваренном мясе финны сохраняются живыми. Если человек, который является окончательным хозяином, съест такое мясо, то в его кишечнике головка цепня выворачивается из пузырька и с помощью присосок прикрепляется к стенке кишечника. Пузырек переваривается. От шейки начинают расти и отпочковываться членики. Заболевание, вызванное паразитированием бычьего цепня у человека, называется тениаринхоз.

Продукты диссимиляции паразита, попав в кишечник человека, всасываются, вызывая кишечные расстройства и развитие малокровия.

Для того чтобы не заболеть тениаринхозом, надо хорошо термически обрабатывать мясо крупного рогатого скота.

Вопросы для самоконтроля

  1. Где паразитирует бычий цепень у человека?
  2. У кого происходит развитие личинки?
  3. Какое строение имеет бычий цепень?
  4. За счет чего происходит рост червя?
  5. Чем покрыто тело бычьего цепня?
  6. Какое строение имеет выделительная система червя?
  7. Какое строение имеет нервная система червя?
  8. Какие системы органов у бычьего цепня отсутствуют?
  9. Какое строение имеет половая система бычьего цепня?
  10. Кто является промежуточным хозяином в цикле развития бычьего цепня?
  11. Как называется личинка, которая развивается в яйце, и какое строение она имеет?
  12. Как происходит заражение крупного рогатого скота?
  13. Что происходит с онкосферой в организме крупного рогатого скота?
  14. Как называется личинка, которая находится в мышцах крупного рогатого скота, и какое она имеет строение?
  15. Кто является окончательным хозяином в цикле развития бычьего цепня?
  16. Как человек заражается тениаринхозом?
  17. Что надо делать человеку, чтобы не заболеть тениаринхозом?

Тениаринхоз – это паразитарное заболевание, относящееся к группе биогельминтозов. Возбудитель тениаринхоза у человека – бычий цепень, который паразитирует в тонком кишечнике. Тениаринхоз чаще всего имеет хроническое течение и проявляется в нарушениях со стороны пищеварительной системы, а также в токсико-аллергических реакциях.

Бычий цепень широко распространен по всему миру, но больше всего людей, пораженных этой глистной инвазией, проживают в Центральной и Южной Африке, в Азии, в Южной Америке, в Китае, в Монголии и в Австралии. Это объясняется широким развитием скотоводства. Что касается России, то случаи тениаринхоза регистрируются в Дагестане, Туве, республике Саха и в Бурятии. Имеются данные о заражении людей бычьим цепнем в Иркутской, Новосибирской, Тюменской областях. Поступают пациенты с подобным диагнозом в больницы Пермского, Алтайского и Красноярского края.

Паразит распространяется очагами, чаще всего болезнь регистрируется среди сельских жителей. Страдает преимущественно население, которое употребляет в пищу либо сырое, либо плохо термически обработанное мясо коров. Опасность представляет соленое и вяленое мясо, содержащее цистицерки червя.

Максимальное количество случаев тениаринхоза регистрируется в периоды массового забоя скота – это зима и осень. Если рассматривать статистику по половой и возрастной принадлежности, то взрослые болеют чаще, чем дети, подавляющее число пациентов – мужчины. При этом преобладают работники животноводческих ферм и мясокомбинатов.

Кто такой бычий цепень?

Бычий цепень – это гельминт, паразитирующий в тонком кишечнике человека. Он относится к классу ленточных червей, к виду цепней. Еще этого червя называют невооруженным цепнем. Его тело имеет плоскую лентовидную форму, состоит из шейки, сколекса (головки) и стробил. На сколексе располагается рудиментарный хоботок и четыре присоски без крючьев. Шейка червя короткая и переходит стробилу. Сама стробила может состоять из 2000 (или менее) проглоттид (члеников).

Бычий цепень – очень крупный червь, который в длину может достигать более 10 м . Этот гельминт является гермафродитом, и женская и мужская половая система у него хорошо развита. Располагаются половые органы в средней трети стробилы.

Матка у бычьего цепня замкнутая, яйца созревают и накапливаются внутри нее. В процессе увеличения численности яиц матка начинает растягиваться, после чего по ее бокам появляются выпячивания (от 18 до 32 штук с каждой стороны). Иные органы атрофируются. Яйца не созревают равномерно, поэтому в конечных члениках может насчитываться от 50 до 150 тысяч готовых к инвазии личинок. Они не нуждаются в дозревании во внешней среде.

Яйца бычьего цепня имеют округлую форму, снаружи покрыты тонкой прозрачной оболочкой. Внутри зрелого яйца находится онкосфера – зародыш, оснащенный 3 крючьями.

Членики, расположенные в конечной части стробилы, начинают вытягиваться и сужаться, а затем отторгаться от стробилы, передвигаясь вперед. После отделения от стробилы, членики двигаются по кишечнику человека и выходят во внешнюю среду через анальное отверстие вместе с каловыми массами. Интересно, что некоторые членики пассивно продвигаются по кишечнику вместе с переваренной пищей, а некоторые могут самостоятельно, причем достаточно активно пробираться к анальному отверстию человека. Каждый день больной может выделять от 1 до 23 члеников. При этом сам червь не становится короче, так как от шейки постоянно отрастают новые членики. Они постепенно развиваются, созревают и двигаются к хвостовой части червя, от которой впоследствии отсоединяются.

Окончательный хозяин бычьего цепня – человек, а промежуточным хозяином является крупный рогатый скот. Уже спустя 2-4 месяца после инвазии больной начинает выделять в окружающую среду яйца червя. Это может продолжаться на протяжении 15 и более лет.

Симптомы бычьего цепня

Симптомы бычьего цепня могут отсутствовать вовсе, а могут проявляться ярко, вызывая тяжелые нарушения здоровья человека. Иногда на протяжении многих лет единственным симптомом заражения является наличие в каловых массах члеников червя, либо их самостоятельное выползание из анального отверстия. Этот процесс всегда сопровождается неприятными ощущениями и приводит к развитию невротических расстройств у больного. Пациенты сравнивают происходящее с ползанием в анусе инородных тел, которые вызывают сильный зуд.

Клиническая картина тениаринхоза может выглядеть следующим образом:

Нарушение моторики и выделительной функции желудочно-кишечного тракта в целом.

Катаральное воспаление кишечника, которое возникает на фоне травмирующего воздействия паразита на слизистую оболочку тонкой кишки.

Ощущение чувства тяжести и боли в эпигастральной области.

Присутствие изжоги и отрыжки, не связанной с приемом пищи.

Постоянное чувство тошноты, периодические позывы к рвоте.

Боли в животе, которые не связаны с какими-либо заболеваниями ЖКТ. Боли не имеют четкой локализации. Когда червь продвигается через заслонку, соединяющую тонкий и толстый кишечник, то боли приобретают схваткообразный характер.

Неустойчивый стул, при котором запоры сменяются поносами, метеоризм.

Часто на фоне тениаринхоза у больного развивается язва двенадцатиперстной кишки или случается желчная колика.

Кишечная непроходимость возникает в том случае, когда червь сбивается в комок и препятствует продвижению каловых масс.

Читайте также:  Спазмированные мышцы ног

Недостаточное усвоение минералов и витаминов из-за наличия паразитирующего червя в кишечнике приводит к тому, что у больного ухудшается состояние ногтей и волос, кожа становится сухой и склонной к воспалению. Страдает организм в целом.

Человек, зараженный бычьим цепнем, испытывает постоянное чувство голода, ему все время хочется есть. Однако, несмотря на увеличившийся аппетит, вес не прибавляется. Более того, продолжительное паразитирование червя в кишечнике приводит к потере массы тела.

В процессе своей жизнедеятельности цепень выделяет токсические вещества. Они отравляют организм человека, провоцируя усиление аллергических реакций и эозинофилии.

Часто больные отмечают ухудшение ночного отдыха, повышенную раздражительность и утомляемость, периодически возникающие головокружения, головные боли и слабость в конечностях. Естественно, что с паразитарной инвазией эти симптомы человек не связывает. Между тем, такой астеновегетативный комплекс является результатом интоксикации организма продуктами жизнедеятельности бычьего цепня. В редких случаях возможно развитие эпилептиформных судорожных припадков.

Со стороны сердечнососудистой системы возможно усиление сердцебиения, понижение артериального давления. Иногда в области сердца возникают болезненные ощущения, отмечается тахикардия, в такие моменты появляется шум в ушах, могут возникать мушки перед глазами. Реже развиваются носовые кровотечения.

Описаны случаи, когда подвижные членики попадали в дыхательные пути и в среднее ухо через евстахиеву трубу. Возможно их обнаружение в рвотных массах.

У ряда больных отмечаются трещины на языке, его болезненность, а также увеличение языка в размерах.

У ослабленных больных возможно появление уртикарной экзантемы, когда на теле появляется сыпь, покрытая корочками.

Опасно носительство бычьего цепня во время беременности, так как это может привести к началу преждевременных родов, к выкидышу и сильному токсикозу. Кроме того, люди при наличии бычьего цепня в организме часто страдают от анемии.

Следует отметить, что симптомы в полном объеме проявляются редко. Они имеют тенденцию к нарастанию, в зависимости от того, как долго паразит проживает в теле человека.

Таким образом, в хроническую стадию болезни отмечают 4 основных симптомокомплекса бычьего цепня у человека:

Астеновегетативный (слабость, астения);

Абдоминальный (боли в животе);

Диспепсический (расстройства функций ЖКТ);

Пищевой (усиленный аппетит).

Пути заражения человека бычьим цепнем

Механизм передачи паразита – фекально-оральный, а основной путь заражения – пищевой. После того как больной человек начинает выделять в окружающую среду яйца гельминта, они попадают в воду, в почву, на траву и т. д. Спустя определенное время яйцо находит своего промежуточного хозяина – крупнорогатого скота. Личинка живет в его теле на протяжении 4-5 месяцев, за этот срок она становится готовой к инвазии человеческого организма.

Следует отметить, что человек-носитель бычьего цепня не представляет угрозы для другого человека в плане немедленного заражения. Личинка червя сразу после выхода из тела своего основного хозяина не может заразить другого человека. Для того, чтобы подготовиться, ей необходим организм промежуточного хозяина.

Основные пути заражения человека бычьим цепнем:

Употребление в пищу плохо проваренной или прожаренной говядины.

Несоблюдение бытовых и санитарно гигиенических навыков при работе с сырым мясом, при выполнении хозяйственной деятельности.

Снятие пробы с сырого фарша. Таким путем часто заражаются домохозяйки.

Отдельно стоит отметить кулинарные пристрастия конкретной нации. Например, часто люди заражаются при употреблении в пищу шашлыка и строганины. Установлено, что при приготовлении шашлыка, масса кусочков которого составляет 50 г и более, при стандартном способе прожарки большая часть цистицерков остаются жизнеспособными.

Естественная восприимчивость людей к заражению бычьим цепнем высокая.

Чем опасен бычий цепень?

Кроме того, что бычий цепень наносит вред здоровью в целом, возможно развитие следующих осложнений, несущих угрозу жизни:

Механической кишечной непроходимости. Это происходит при наличии нескольких червей в кишечнике, либо в том случае, если единичная особь запутывается и сбивается в комок.

Холецистита и холангита. Червь может проникать в желчные пути, перекрывая естественный отток желчи, что и приводит к развитию этих осложнений. В медицине описан случай закупорки бычьим цепнем желчного протока с последующим развитием жирового некроза поджелудочной железы.

Панкреатита. Не исключено внедрение гельминта в ткани поджелудочной железы.

Перитонеального абсцесса. Осложнение развивается при прободении кишечной стенки и при выходе червя в брюшную полость.

Жизненный цикл развития бычьего цепня

Жизненный цикл развития бычьего цепня достаточно сложный. Он включает в себя смену двух хозяев. Промежуточным хозяином выступает крупнорогатый скот, а постоянным хозяином является человек. Помимо домашнего скота, личинки цепня могут выбирать в качестве жертвы диких яков, буйволов, оленей.

У человека червь может проживать и паразитировать в тонком кишечнике на протяжении 20 лет. Все это время человек будет носителем цепня, а также источником заражения окружающей среды, выделяя в нее вместе с фекалиями яйца цепня, содержащие онкосферы. Концевые членики выходят наружу из анального отверстия человека, попадая в дальнейшем в почву, в воду, на пастбища, на траву во время полива. Во внешних условиях яйца гельминта могут существовать на протяжении месяца.

Крупнорогатый скот потребляет зараженную воду, траву, сено и инфицируется бычьим цепнем. После попадания в желудочно-кишечный тракт личинки червя всасываются в кровь и разносятся по телу животного. Оседают они в мышечной ткани, могут обнаруживаться в соединительнотканных элементах (в сердце, в языке), где остаются созревать. Спустя 4-5 месяцев они превращаются в финны и цистицерки, которые содержат протосколекс (головку личиночной формы тениид) взрослого бычьего цепня. В мышцах крупнорогатого скота личинки могут существовать на протяжении 1-3 лет.

Когда человек употребляет говядину с инвазионными личинками в пищу, они попадают в его желудок и далее в кишечник. Там под действием желудочного сока и желчи протосколекс освобождается от финны, присасывается с помощью присосок к стенке кишечника и начинает расти.

Взрослый бычий цепень сформируется в теле человека спустя 2,5-3 месяца. Чаще всего в кишечнике больного обнаруживается 1 червь.

Диагностика бычьего цепня

Диагностика бычьего цепня представляет определенные трудности. Дело в том, что заболевание имеет мало специфических симптомов, по которым можно было бы заподозрить наличие паразита в организме.

В связи с этим особое значение имеет деликатный опрос пациента на предмет установления факта того, что у него из ануса выползали цистицерки. Именно этот симптом имеет важнейшее значение в плане определения инвазии. Очень часто больные также замечают членики в фекалиях после акта дефекации.

Если обнаружить членики не удается, то возможна провокация их выхода: употребление тыквенных семян, чеснока или солевого слабительного.

Если имеется подозрение на наличие паразитарной болезни, то проводится анализ кала на яйца и фрагменты стробилы червей. Этот анализ носит название «копроовоскопия».

Дополнительными методами обследования являются:

Метод толстого мазка (метод Като).

Метод обогащения (метод осаждения Фюллеборна и флотационный метод Калантарян).

Отпечаток на липкой ленте.

Так как вышеперечисленные методы обследования не позволяют уточнить, какой именно цепень паразитирует в организме человека: свиной или бычий, то необходимо тщательное изучение зрелых члеников. Так, боковые ответвления у матки бычьего цепня насчитываются в количестве от 18 до 32 штук. В то время как у матки свиного цепня боковых ответвлений с одной стороны будет от 8 до 12 штук.

Иногда червя удается обнаружить во время проведения контрастной рентгенографии тонкого кишечника. Он имеет вид светлых полос.

Что касается общего анализа крови, то в нем можно обнаружить увеличение числа эозинофилов, лейкопению и анемию. Однако эти показатели являются проходящими.

Лечение бычьего цепня

Лечение бычьего цепня сводится к приему антипаразитарных препаратов. Иногда оно проводится в условиях стационара, хотя не исключена и амбулаторная терапия тениаринхоза. В обязательном порядке проводят паразитологический контроль эффективности терапевтической схемы.

Больному назначают противогельминтные препараты, основной из которых – это Фенасал, а дополнительный – Бильтрицид. Фенасал принимают либо вечером после легкого ужина, либо утром натощак. Дозировку подбирает доктор, в среднем для взрослого человека она составляет 2- 3 г . Бильтрицид также принимают однократно.

После приема препарата паразит выходит через анальное отверстие без каких-либо дополнительных мер.

Накануне лечения и во время терапии показана щадящая диета.

Она базируется на следующих принципах:

Исключение жирной, жареной, копченой, соленой и сладкой пищи;

Основа рациона – нежирные супы, рис, гречка, кисломолочные продукты, нежирная рыба;

Напитки – кисели, компоты, чаи;

Абсолютный запрет налагается на свеклу, капусту, шпинат, виноград, персики, малину, крыжовник, шоколад, кофе, алкоголь, абрикосы, бобовые.

Питаться следует малыми порциями, не реже 5 раз в день.

Возможно дополнение основной терапевтической схемы фитотерапией. С этой целью врач назначает капсулы с экстрактом мужского папоротника, тыквенные семена. На период лечения показана постановка очистительных клизм, прием слабительных препаратов.

Критериями излеченности являются отсутствие члеников в фекалиях пациента на протяжении 4 месяцев после проведенного терапевтического курса. Если членики обнаруживаются, то терапию повторяют теми же препаратами.

Прогноз на выздоровление чаще всего благоприятный. Врачи стараются как можно быстрее избавлять пациентов от тениаринхоза и наблюдают их еще на протяжении 3-4 месяцев. Кроме того, с особой тщательностью проверяют людей из группы риска, например, работников ферм и животноводческих комплексов.

Профилактика бычьего цепня

Профилактика бычьего цепня сводится к выполнению следующих мероприятий:

Своевременное выявление зараженных лиц. Для чего раз в год обследуют всех животноводов (доярок, пастухов, телятниц и т. д.) и членов их семей. Обследованию подлежат работники мясокомбинатов и боен.

Полное исключение возможности употребления сырого или недостаточно термически обработанного мяса коров.

Качественная термическая обработка мяса, позволяющая убить личинки червя. Для этого его нужно варить или запекать небольшими кусками на протяжении 1-3 часов.

Своевременное обращение к специалисту при обнаружении симптомов, указывающих на возможное заражение бычьим цепнем.

Тщательный осмотр мяса перед покупкой. Иногда личинки червя можно заметить даже невооруженным взглядом, особенно при массивной инвазии.

Выявление заболевания у животных во время ветеринарно-санитарной экспертизы мяса. Если финны бычьего цепня в мясе обнаруживаются, то перед реализацией его обеззараживают тщательным провариванием в котлах при соблюдении определенных нормативов.

Читайте также:  После удаления родинки сколько нельзя мочить

Защита окружающей среды от загрязнения яйцами бычьего цепня. Для этого со стороны государственных служб осуществляется контроль над соблюдением санитарно-гигиенических мероприятий на животноводческих фермах и хозяйствах. Важно, чтобы для персонала были обустроены отдельные туалеты.

Не менее важна просветительская работа среди населения, которая направлена на информирование людей о возможных источниках паразитарной инвазии.

Образование: в 2008 году получен диплом по специальности «Лечебное дело (Лечебно-профилактическое дело)» в Российском исследовательском медицинском университете имени Н. И. Пирогова. Тут же пройдена интернатура и получен диплом терапевта.

20 продуктов, понижающие давление

20 эффективных советов сжечь жир на животе, подтвержденных наукой!

О том, что паразиты в организме человека стремятся к максимально незаметному существованию хорошо известно. Тем не менее, наш организм обмануть очень непросто, и он подает сигналы человеку о том, что произошло заражение. Главное уметь распознать эти сигналы и грамотно их интерпретировать.

Аскаридоз – это разновидность гельминтоза, вызванная круглыми червями, принадлежащие к классу нематод, семейству Ascarididae (аскариды). Они паразитируют в кишечнике человека и животных. Существует несколько видов этих паразитов, поражающих различных представителей позвоночных: кошек, собак, птиц, свиней.

Симптоматика токсокароза настолько разнообразна, что с его проявлениями могут встретиться врачи, практикующие в различных отраслях медицины, – невропатологи, окулисты, гематологи, гастроэнтерологи, терапевты. Хотя исследователи назвали человека «экологическим тупиком» токсокароза, за то, что он – несвойственный.

Антигельминтные препараты используются для лечения различных видов гельминтоза – поражения организма паразитами. Эти средства могут быть, как универсальными (широкого спектра действия), так и избирательно действующими на какой-либо вид гельминтов. Фармацевтическая индустрия еще недавно не могла предложить пациентам для изгнания паразитов.

В случае заражения острицами профилактическому лечению подвергаются все близкие родственники заразившегося человека. Проведение анализов на наличие остриц нередко дает ложноотрицательный результат. Легкость заражения энтеробиозом через предметы быта и общее постельное белье, контакты с животными и рукопожатия, а также.

Созданное в 1990 г. как биолого-химическая гимназия, наше учебное заведение стало работать над решением проблем, которые позволили бы по-новому осмыслить задачи обучения, воспитания и развития учащихся средних школ. Такими проблемами стали: обучение без домашнего задания, экологизация учебных программ, интеграция курсов и дисциплин, разработка систем консультаций и зачетов. Комплексное использование разработанных приемов, средств и способов обучения можно проиллюстрировать на примере раздела «Черви», изучаемого учащимися 7-х классов по зоологии.

Организация работы с понятийным аппаратом на уроках зоологии при изучении нового материала, его закреплении и проверке может быть продемонстрирована на примере урока «Приспособления свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания», который проводился в течение двух часов, так как в нашем учебном заведении предусмотрены спаренные занятия. Но на это занятие можно отвести и один час – с заданием на дом.

Урок 1. «Приспособления свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания» (1-2 ч)

Цель занятия: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности свободноживущего плоского червя – белой планарии и циклы индивидуального развития печеночного сосальщика и бычьего цепня в связи с их паразитическим образом жизни.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Ресничный червь», «Сосальщик», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, таблицы «Плоские черви. Белая планария», «Плоские черви. Печеночный сосальщик», «Плоские черви. Бычий цепень», лото «Циклы развития паразитических червей», модели тела планарии и кожно-мускульного мешка червей.

В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.

Таблица. Характеристика червей

Признаки

Представитель типа Плоские черви

Аскарида человеческая

Белая планария

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Аскарида человеческая

5. Органы передвижения

6. Органы прикрепления

9. Кожно-мускульный мешок

10. Пищеварительная система

11. Выделительная система

15. Систематическое положение

* Этот столбец заполняется на следующем занятии

Работа с таблицей способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.

Начиная объяснение нового материала, преподаватель укрепляет на классной доске изготовленную из картона модель тела планарии, сообщает название червя и предлагает пояснить, почему его так назвали. Учащиеся связывают происхождение названия с формой тела животного.

В ходе беседы о внешнем строении планарии учитель отмечает двустороннюю симметрию тела, сгибая модель посередине и наблюдая полное соответствие левой половины тела правой. Демонстрируя такую модель, очень удобно показать, что у животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией. Таким образом, учитель подготавливает учащихся к более четкому восприятию типа симметрии, связанного с активным образом жизни не только плоских червей, но и большинства других животных.

Планария: А – поперечный разрез; Б – системы органов

При рассмотрении органов передвижения следует отметить наличие ресничек и в связи с этим установить принадлежность планарии к классу Ресничные черви.

На следующем этапе урока учитель объясняет строение кожно-мускульного мешка плоских червей, используя при этом модель поперечного разреза планарии, и задает вопрос: «Почему кожно-мускульный мешок так называют?» Учащиеся отвечают, что он образован кожей и мышцами, «одевающими» тело червя, как мешок. Для того чтобы лучше запомнить его строение, учащиеся несколько раз вслух проговаривают название мышц, лежащих под кожей. Затем последовательно разбирается строение пищеварительной, выделительной и нервной систем. При этом отмечается, что промежутки между внутренними органами заполнены рыхлой соединительной тканью – паренхимой (от греч. пара – возле, енхима – что-то разлитое; букв. разлитое рядом).

Слово «паренхима» вместе с его переводом учащиеся записывают в терминологический словарь в конце тетради.

Так как учащиеся еще не знакомы с понятием «органы животных», целесообразно указать, что у белой планарии все основные процессы жизнедеятельности происходят в специальных частях тела, образованных тканями, которые называются органами. При этом учащиеся отмечают, что ткань – это совокупность клеток, выполняющих определенную функцию, и преподаватель предлагает им по аналогии сформулировать понятия «орган» и «система органов».

В вопросах размножения и развития новым понятием является гермафродитизм. Хотя с ним ученики встречались при изучении гидры, но не называли термин). Слово «гермафродит» образовано от имен двух греческих богов – Гермеса и Афродиты. Отсюда учащиеся делают вывод об обоеполости этих животных. При этом учитель обращает внимание учеников на кокон (также новый термин), в котором развиваются яйца червя.

Далее учащиеся рассматривают ресничного червя под микроскопом, сравнивают с рисунком в учебнике, называют видимые под микроскопом органы.

При переходе к паразитическим плоским червям – печеночному сосальщику и бычьему цепню, основное внимание следует уделить отличительным чертам их строения в связи с паразитическим образом жизни: отсутствие органов передвижения – ресничек, органов чувств – глаз, большую плодовитость, плотный наружный покров тела, слабое развитие или отсутствие некоторых систем органов и наличие присосок. Учитель предлагает найти присоски на микропрепарате печеночного сосальщика и отметить особенности их расположения, с которым связаны их названия – брюшная и ротовая.

Характеризуя цикл развития паразитических червей, необходимо уделить внимание смене основных и промежуточных хозяев, предложив учащимся выбрать на рисунке в учебнике животных, которые являются хозяевами взрослых паразитов и их личинок, обратить внимание на места паразитирования, отразившиеся на названиях червей.

При закреплении изученного материала о приспособленности свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания можно предложить семиклассникам выписать из соответствующего параграфа новые для них термины, найти в тексте их объяснение и записать их в терминологический словарь в конце тетради. Кроме того, учащиеся зарисовывают схему развития печеночного сосальщика, снабжая ее соответствующими подписями.

Цикл развития печеночного сосальщика

Затем учитель предлагает при помощи зоологического лото расставить карточки с изображением фаз развития червя на соответствующие места в схеме цикла развития и подписать названия основного и промежуточного хозяев и стадий развития паразита, сопоставляя полученную схему со схемой в учебнике. Такой прием поможет глубже закрепить понятие о сложном жизненном цикле паразитов со сменой хозяев: основного и промежуточного. Кроме того, пользуясь заданиями в конце соответствующего параграфа, можно предложить учащимся перечислить органы, входящие в состав той или иной системы органов белой планарии, и указать функции, которые они выполняют. Эти приемы способствуют закреплению анатомо-морфологических, физиологических и экологических понятий.

Систематические понятия закрепляются при перечислении признаков типа и класса, что ведет не только к лучшему запоминанию изученного материала, но и к развитию умения анализировать и выбирать главное. При ответе на вопрос: «От каких животных произошли плоские черви и как можно это доказать?» учащиеся останавливают свой выбор на чертах усложнения организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными, что способствует закреплению филогенетических понятий. Эту же цель преследует вопрос: «Является ли упрощение организации паразитических плоских червей биологическим регрессом?», на который учащиеся отвечают отрицательно и доказывают, что указанное упрощение организации связано с приспособлением плоских червей к паразитизму.

При проверке усвоения материала об образе жизни плоских червей можно провести биологические диктанты, направленные на повышение самостоятельности и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно предложить составить из четырех характеристик понятия наиболее полное.

Печеночный сосальщик – паразит, потому что он:

1) питается за счет своих хозяев: основного – коровы и промежуточного – малого прудовика,
2) использует своих хозяев в качестве среды обитания и источника питания,
3) живет в организме своих хозяев,
4) имеет сложный цикл развития со сменой хозяев.

В конце диктанта учащиеся должны сделать следующий вывод: печеночный сосальщик как паразит характеризуется сложным жизненным циклом со сменой хозяев – основного и промежуточного.

Читайте также:  Как выглядит геморрой у мужчин симптомы

Другим примером может служить ряд предложений, в которых учащиеся должны вставить пропущенные биологические понятия.

«Белая планария ведет . (активный) образ жизни, в связи с этим у нее развилась . (двусторонняя) симметрия тела, передвигается при помощи . (ресничек), поэтому относится к классу . (Ресничные черви), имеет хорошо развитый . (кожно-мускульный мешок) и . (системы органов): пищеварительную, выделительную, нервную, половую, состоящие из . (органов), пространство между которыми заполнено рыхлой соединительной тканью . (паренхимой).»

В конце работы учащиеся должны сделать вывод о том, что тип Плоские черви объединяет свободноживущие и паразитические формы.

Урок 2. «Приспособления паразитических плоских и круглых червей к среде обитания» (1–2 ч)

Одним из требований обязательного минимума содержания образования к знаниям, умениям и навыкам учащихся является их умение сравнивать представителей различных типов животных, что подразумевает нахождение черт их сходства животных между собой и отличия. При сравнении паразитических червей типов Плоские и Круглые, гимназисты выявляют характерные признаки червей обоих типов и черты приспособления их к паразитизму, закрепляя тем самым экологические понятия.

Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни.

Оборудование: влажный препарат «Аскарида: самец и самка», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, микропрепараты «Членик ленточного червя», «Яйца аскариды», таблица «Плоские черви. Бычий цепень», кодоскоп, кодограмма «Цикл развития человеческой аскариды».

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

На примере бычьего цепня и человеческой аскариды, которых преподаватель демонстрирует на таблице и влажных препаратах, учащиеся сравнивают паразитических червей, относящихся к двум разным типам – Плоские и Круглые черви, рассматривают циклы развития этих червей и продолжают работу по заполнению таблицы «Характеристика червей», которую начали на прошлом занятии.

Цикл развития бычьего цепня

В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятся финны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов.

Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии. Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Для закрепления знаний, полученных на занятии, преподаватель предлагает учащимся игру «Узнай, чей признак», которая заключается в разделении признаков, перечисляемых учителем, на характерные для плоских червей (поднять правую руку), круглых червей (поднять левую руку), обоих типов червей (поднять обе руки) и признаки, у червей отсутствующие (все руки опущены).

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов.

Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи.

Раз в две недели мы отводим время для проведения консультаций по наиболее интересным или сложным вопросам. Такая консультации была предложена семиклассникам и по завершении изучения цикла «Паразитические черви». Проводили ее одиннадцатиклассники, которые одновременно закрепляли в памяти собственные знания по зоологии.

Тематическая консультация «Многообразие паразитических червей и борьба с ними» (1 ч)

Цель и задачи консультации: зная особенности паразитических червей, выработать меры борьбы с ними. Выяснить черты приспособленности паразитических червей к среде обитания, показать значение этих животных в природе и для человека, научиться определять предложенное животное и давать характеристику процессов его жизнедеятельности, овладеть понятийным аппаратом раздела «Черви».

Оборудование и материалы: таблицы «Плоские черви. Белая планария», «Плоские черви. Печеночный сосальщик», «Плоские черви. Бычий цепень», диапроектор с приставкой для демонстрации микропрепаратов, микропрепараты: «Сосальщик», «Членик ленточного червя», «Яйца аскариды», световые микроскопы.

В начале консультации следует рассказ старшеклассников о различных представителях паразитических червей с демонстрацией наглядного материала. После этого рассказчик отвечает на вопросы семиклассников и задает им вопросы.

Вопросы старшеклассникам

Почему паразитические черви дышат всей поверхностью тела, а человеку для дыхания нужны специальные органы?

От каких животных произошли паразитические черви и как это можно доказать?

Какие способы борьбы с аскаридозом вы могли бы предложить?

Вопросы семиклассникам

Сколько яиц производит за свою жизнь свиной солитер?

Можно ли считать паразитических червей вымирающей группой животных? Ответ обоснуйте.

Может ли промежуточным хозяином свиного цепня быть человек?

После рассказа старшеклассников и взаимного обмена вопросами ведущие предлагают семиклассникам определить изученных паразитических червей при помощи светового микроскопа.

В конце занятия старшеклассники делают обобщающий вывод и подводят итоги тематической консультации: паразитические черви – хорошо приспособленная к паразитизму группа животных, зная жизненный цикл и образ жизни которых, можно выработать рекомендации по борьбе с ними и профилактике заражения ими.

* Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988, с. 23-28.

Ссылка на основную публикацию
Таблетки понижающие мочевую кислоту
Чтобы поддерживать свое здоровье, диетического питания и физической активности недостаточно. Необходимо также регулярно проверять состояние организма. Любой человек, вне зависимости...
Спрей при инфаркте
Сегодня многие специалисты назначают пациентам сосудорасширяющий спрей «Изокет» с профилактической целью или при необходимости купирования приступа стенокардии. Фармакология Действующему веществу...
Спринцевание кефиром при молочнице отзывы
В борьбе с молочницей изобретен не один метод – разнообразие противомикозных препаратов, процедур и народных методов позволяет выбрать наиболее подходящий...
Таблетки после пьянки
Многих любителей веселых мероприятий интересует вопрос, что выпивать после пьянки для уменьшения неприятной симптоматики. Традиционная и нетрадиционная медицина располагает массой...
Adblock detector