Джон Дарем Питерс и его “Слова на ветру”

Обложка книги «Слова на ветру»
Обложка книги «Слова на ветру»

Питерс в своей книге “Слова на ветру: История идеи коммуникации” осуществил попытку глубокого анализа феномена коммуникации. Он начинает с историчности коммуникации, рассматривает ее смыслы, делает обзор теоретических дискуссий 1920-х годов, а также технических и терапевтических дискурсов после Второй мировой войны.

В одной из глав он противопоставляет сократовскую концепцию диалога как основы коммуникации и евангельское рассеивание. Через рассеивание, то есть принцип, противоположный диалогу Сократа, как пишет Питерс, получатель сообщения должен завершить траекторию послания, подобно всходам, полученным от посева сеятеля из евангельской притчи.

Также Питерс рассматривает коммуникацию как фантазмы живого, как диалоги с мертвыми, в одноименной главе. Рассматривая спиритуализм, Питерс ссылается на Фредерика Майерса, который еще в начале 19 века использовал выражение “фантазмы живого” для обозначения быстрого размножения видимостей в современной ему спиритуалистской культуре.

Питерс говорит о том, что ключевой, при переходе к письменной коммуникации, стала возможность общаться с уже неживыми людьми. Медиа всегда становились причиной появления привидений, пишет он, наши тела знают свою конечность, однако изображения, а с ними и идеи, могут бесконечно циркулировать в медийных системах, преодолевая большие расстояния во времени и пространстве. Психолог Гордон Олпорт констатирует фантазматические факты мира медиа: “Идея личного появления, которая ранее казалась невозможной, намного меньше выглядит такой теперь, в эпоху кино и радио, когда частичное появление, или появление не в себе стали возможными”.

Интересен рассматриваемый концепт подарка. Подарок должен вести стратегическую игру с горизонтами отличия и неразличения: он должен в достаточной степени отличаться в своих качествах и быть асинхронным во времени, чтобы казаться более спонтанным актом доброй воли, чем актом оплаты.

Рикер, на которого ссылается Питерс, утверждает, что любой диалог заранее потерпел неудачу в смысле его текстуальности. Прежде всего, диалог возникает из конфликта. Потребность в разговоре (передаче содержания послания) возникает из некоторой проблемы. Таким образом, черты текстуальности не есть извращением, они проясняют то, что обычно скрывается в коммуникации один на один. Текст – это намного больше, чем отдельный случай межличностной коммуникации: он представляет собой парадигму дистанционности в коммуникации. В результате он проявляет фундаментальную черту самой историчности человеческого опыта, а именно то, что межличностная коммуникация – это коммуникация на расстоянии и через расстояние. И таким образом коммуникация по Питерсу – это вероятный разговор в пустоту, слова на ветру, о которых говорится в Библии (Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. 1-е послание Коринфянам 14:9).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*