Джеральд Гаус и «Порядок общественного разума»

"Порядок общественного разума: теория свободы и этики в разнообразном и ограниченном мире"
«Порядок общественного разума: теория свободы и этики в разнообразном и ограниченном мире»

Будучи в обществе, с некоторой долей очевидности, мы должны признавать и соблюдать определенные правила, взаимодействуя с другими членами общества. Признавая такие правила, мы допускаем, что можем иногда считать других людей также ответственными перед этими правилами. Возможно, мы должным образом осознаем, что государство обладает достаточным авторитетом и всеми полномочиями, чтобы обеспечить соблюдение правил. На протяжении долгого времени целью либерально-демократической политической теории было показать, что существует форма социальной власти, которая согласуется с внутренней свободой и моральным равенством всех людей. Конечно, есть много причин для скептицизма. На самом деле скептицизм восходит, по крайней мере, к республике Платона: может быть все социальные нормы, все моральные предписания и все политические правила — просто случаи некоторого третирования других?

В своей новой книге «The Order of Public Reason: A Theory of Freedom and Morality in a Diverse and Bounded World» Джеральд Гаус (Gerald Gaus) пытается развеять скептицизм.

Опираясь на эмпирические и концептуальные соображения из широкого спектра дисциплин, Гаус утверждает, что социальные правила и полномочия для своего осуществления появляются из повседневных социальных взаимодействий и поддержаны эмоционально здоровыми и диспозиционными государствами. Мы относимся друг к другу как к свободным и равным личностям, когда мы признаем только те социальные нормы, для принятия и усвоения которых есть мотивы у каждого человека. Таким образом, власть не противоречит свободе и равенству лишь потому, что должным образом осуществленная власть всегда нацелена на напоминание людям, что у них уже есть моральные мотивы для поступков. Если Гаус прав, то «Порядок общественного разума» решает давнюю и фундаментальная проблему моральной и политической философии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*